Начиная с 1 апреля этого 2015 года грузовые автомобили, предназначенные для использования в коммерческих целях, необходимо поставить тахограф – специальное устройство, контролирующие труд и отдых водителя. За месяц до вступления в законную силу ряда поправок в Кодексе об административных правонарушениях напомнили об этом законодатели, эксперты и представители ГИБДД.
Соответственно Приказа Министерства транспорта РФ № 273 с апреля месяца 2015 года обязательному оснащению новыми контролирующими устройствами подлежат все грузовые автомобили 3, 5-12 тонн. Приказ возник не на совсем пустом месте. Его разработали в рамках регламентных требований по безопасности дорожного движения в Таможенном союзе. Требования регламента начали вводить постепенно. В первую очередь тахографами оборудовали грузовики и автобусы, занятые перевозкой опасных грузов, затем их начали устанавливать на фурах. А теперь эта норма должна распространиться на все грузовые автомобили, исключая те, максимальная масса которых не больше 3, 5 тонн.
По данным из ГИБДД, с начала прошлого года и по октябрь по статье 11. 23 КОАП, которой предусмотрена ответственность до 3. 000 рублей водителей и до 10. 000 рублей должностных лиц, всего было возбуждено больше 170. 000 дел. Из этих дел 68% – за отсутствие тахографов, 16% – за управление автомобилем с неисправным устройством, 14% – за нарушенные правила пользования устройствами, а 2% – за использование в автомобиле тахографа, не отвечающего всем требованиям.
«Требования по оборудованию пассажирского и грузового автотранспорта тахографами вводят главным образом для того, чтобы еще больше обезопасить самого водителя», – сказал Сергей Чипурин, заместитель начальника отдела по техническому надзору ГУ МВД ОБДД. Не является ни для кого секретом, что отдельные предприниматели порой вынуждают своих работников трудиться работать сверх положенных норм. А уставший водитель грузового автомобиля или автобуса может представлять на дорогах большую опасность. Тахографы предоставят возможность сотрудникам ГИБДД проконтролировать весь труд водителей. Отсутствие этого прибора или какие-либо манипуляции с показаниями прибора являются грубыми строго наказуемыми нарушениями.
Манипуляцию легко выявить в процессе проверки. К слову, информация, которая фиксируется устройством, сохраняется в его памяти не менее 365 суток. Попытка фальсификации данных устройства может быть расценена как мошенничество и может быть квалифицирована соответственно статье 159 УК Российской Федерации.
На сегодня разрешается установка только цифровых тахографов двух видов – с блоками СКЗИ (средство криптографической защиты информации) для, так сказать, «внутреннего пользования»; и также устанавливаются тахографы европейского стандарта (ЕСТР), применяемые на автомобилях, используемых в международных перевозках.
Средняя цена тахографа составляет 40. 000 рублей, всего 5 штрафов могут составить стоимость прибора, – говорит Армен Хачатрян, представитель одной из крупных автотранспортных компаний. У предприятий, занимающихся грузоперевозками, разумеется, не единственная автомашина, а это означает, что штрафы им могут дорого обойтись. Значительно проще будет установить сразу все приборы, чем в будущем платить не только за их установку, но и оплачивать штрафы. К тому же, тахографы приносят явную пользу самим предпринимателям – он всегда будет знать, где в данный момент времени находится его работник и чем он занят.
Многое еще в системе тахографирования в России подлежит совершенствованию, – говорит Александр Старовойтов, заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту. С его слов, на сегодня существует большой серый рынок старых тахографов ввозимых в нашу страну. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки произвести переход на единый стандарт этого оборудования. Так все перевозчики окажутся в равных условиях, что, разумеется, положительно скажется на экономической среде.
Со слов Вячеслава Максимычев, представителя Росавтодора, правильная работа устройства зависит не от одного только его производителя, но еще и от мастерской. Крайне важно для собственников проследить за подключением тахографов к автомобилям. Здесь необходимо быть крайне бдительными, так как на сегодня пока не предусмотрены процедуры контроля за деятельностью таких мастерских, многие делают попытки воспользоваться этим моментом. Отдельные «конторы» предлагают установку моделей «подешевле». Но, они «забывают» предупредить клиента, что устанавливаемая модель уже устарела и не соответствует современным требованиям, а это может означать штраф при первой же проверке.