Saturday 20 October 2018
  • :
  • :

На воздухе и отходах: чем придется заправлять машины в будущем

toyota_mirai_3

Середина декабря для Toyota – время старта продаж первой серийной модели авто на водороде. Изначально новинка предназначена для местного рынка, но уже в конце года она стане доступной для жителей США и Европы. Название новому седану дали Mirai, что переводится с японского как «будущее».

В основу работы силового агрегата заложен довольно простой принцип. Находящийся водород в баллонах проходит реакцию окисления в батарее с топливными элементами, который является электрохимическим генератором. Происходящая реакция способствует выделению электричества, питающего электромотор. Таким образом, авто с топливными элементами является электромобилем. Наряду с электричеством, топливными элементами в атмосферу выделяются и отдельные побочные элементы. Этими элементами являются водяной пар и тепло, что абсолютно безвредно для существующей вокруг среды. Следует отметить, что с водородными баллонами обеспечен большой запас хода. Судите сами: одной заправки Toyota Mirai хватит для преодоления 300 миль, что составляет почти 500 км. Время заправки баллонов высокого давления составляет 5 минут и это главное достоинство новинки при сравнении ее с электромобилями.

Стоимость Mirai в Японии очень высока — 6,7 млн. японских иен, что эквивалентно 58 тыс. $, и это в 3 раза выше стоимости гибридного Prius. Но для стимулирования объемов продаж нового авто японским правительством покупателям предоставляются субсидии. Этот шаг позволил снизить цену на Mirai до 4,5 млн. иен (39 тыс. $). Тем же самым путем пошли и в США, где существующие эффективные программы по поддержке всех типов экологического транспорта позволили повесить на новинке существенно меньший ценник — 45 тыс. $. Это означает, что лидерство по дешевизне к Mirai переходит от популярной модели под именем Tesla Model S.

Вообще, история с топливными элементами не отличается своей новизной. Эти элементы были придуманы в далеком 1839 г. Уильямом Грове. Но надо сказать, что первая силовая установка с ними была создана в середине прошлого века — ей был оснащен трактор. В дальнейшем, до 90-х годов, применение топливных элементов ограничивалось сферой запитывания бортовых систем строящихся космических кораблей.

Идея использования топливных элементов в автомобилях у многих крупных автопроизводителей стала муссироваться на рубеже столетий, когда активизировались поиски альтернативных агрегатов, способных конкурировать с бензиновыми и дизельными моторами. Говоря про Toyota, можно констатировать старт водородной программы еще в 1992 г. Но даже успешно прошедшие испытания с опытными образцами не стали поводом для принятия решения о запуске их в серию. Это случилось много позже.

toyota_mirai_2

Конкурентами из Honda уже в 2008 г. была представлена мелкосерийная модель FCV Clarity, с использованием топливных элементов. Следует отметить, что данной модели так и не суждено было поступить в свободную реализацию – она предоставлялась исключительно на лизинговой основе. Но даже и этот факт не помешал признанию новинки в 2009 г. лучшим «зеленым» авто года в версии WCOTY. Для граждан США аренда FCV Clarity стоила 600 $ в месяц. Производство таких силовых установок с использованием топливных элементов отличалось непомерной дороговизной. В соответствии с данными Bloomberg, производитель FCV Clarity тратил 120-140 тыс. $.

Всего намечено выпустить 700 машин Mirai – для рынков Японии, Европы и США. Столь скромная цифра объясняется не маленьким спросом, а отсутствием требуемой инфраструктуры. Дело в том, что зарядных автостанций с водородом предназначенных для автомобилей с топливными элементами в мире сейчас почти нет. Поэтому в Toyota принято решение о бесплатном снабжении топливом владельцев Mirai – до момента полного развертывания сети «заправок». Сама процедура заправки, осуществляемой под давлением в 70 мегапаскалей, займет насколько минут. На сегодня в Европе существуют и работают 27 станций, заправляющих водородом. Для США эта цифра значительно меньше — 13, но «на подходе» еще 19 станций нового типа. Развитие заправочной сети позволит снизить стоимость водорода, цена которого сейчас держится на высоком уровне. Если говорить о России, то здесь за заправку баллона в 40 литров придется раскошелиться на 1600-1800 руб. К слову, в будущем не только водородом планируют заправлять автомобили.

toyota_mirai